Арт-терапия

 

     hudozhnik1 Традиционно считается, что арттерапия – это один из наиболее эффективных способов работы с клиентами любого возраста и с любыми трудностями и проблемами.

  «Психотерапевтическая энциклопедия» под ред. Б. Д. Карвасарского, определяет арттерапию следующим образом: «использование искусства как терапевтического фактора». В свою очередь, если обратиться, например, к Википедии, то  можно найти следующее определение искусства: «Иску́cство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего  или внешнего мира творца в (художественном) образе…». Другими словами, когда человек занимается творческой деятельностью, он выражает через создаваемые им образы свое восприятие мира и свое отношение к нему. А теперь представьте себе, что у человека существует некий  внутренний конфликт, который он по каким-то причинам никак не может разрешить (то ли слов не хватает, то ли последствий боится, то ли, как  часто бывает, – даже не понимает, с  чем этот конфликт связан). Внутреннее напряжение постоянно растет, а как от него избавиться -  непонятно. И тогда творчество вполне может оказаться безопасным способом этот конфликт выразить: сказать маме, что  он злится на свою младшую сестренку, ребенок не может, так как мама ему строго говорит, что злиться нельзя, а нарисовать батальную сцену, выплеснув в нее свое раздражение, ему никто не запрещает. Вот и получается, что любая творческая деятельность – терапевтична по сути, то есть помогает человеку приемлемым в социуме способом снять накопившееся напряжение.  Отсюда можно сделать вывод, что если регулярно заниматься каким-то творчеством, то и психотерапевт никогда не понадобится. Но так ли это? Чтобы в этом разобраться, нам надо ответить еще на один вопрос:

     Откуда берутся личностные проблемы?

   Есть такое известное высказывание: «На свете нет проблем, есть только задачи, для которых еще  не найдено свое решение». Действительно, довольно легко заметить, что одна и та же  ситуация, которая для одного человека является серьезной проблемой, у другого никаких затруднений не вызывает, и он легко с ней справляется. И разница, видимо, в том, что второй знает способы решения таких задач, а первому они неизвестны. Но если проблема в жизни есть, а способов ее решения – нет, то напряжение, с ней связанное, все равно будет возникать снова и снова, и тогда, сколько не рисуй или не лепи свое состояние, облегчение будет только временным, проблема-то не решена. А если вспомнить, что в мире много однотипных задач, то легко предположить, что если у человека не получается решить одну из них, то и все похожие, скорее всего, окажутся нерешенными, а значит напряжение будет становиться все сильнее, и все чаще придется человеку хвататься за бумагу и кисть…

    Но с другой стороны, если принципиальное решение у задачи есть, значит, существуют способы, которыми ее можно решить, просто человеку они не известны, у него умений не хватает подобные задачи решать. И тут на помощь и может прийти психолог: создать такие условия, в которых клиент сможет свою проблему исследовать, и найти новые для себя способы, которые  позволят  и  ее решить, и все похожие задачи, способ же теперь известен. Собственно, это и будет терапевтическое воздействие, то есть создание условий для целенаправленного анализа клиентом своей проблемы и поиска им способов, эффективных для решения задач определенного типа.

    Что же тогда такое арттерапия и как это работает?

   То, что обычно называют арттерапией, с нашей точки зрения, по сути,  определенный способ работы психолога, при котором условия, необходимые для исследования личностных проблем клиента, создаются с помощью исследования созданной им картины или скульптуры. С этой точки зрения, арттерапия – процесс создания клиентом некоего собственного материального творческого продукта с целью его дальнейшего исследования.

    При этом хотелось бы отметить следующее: любой творческий продукт- это метафора не только конкретной проблемы клиента, но и всей его личности в целом. Почему так происходит? Личность человека – это единая система, с помощью которой он взаимодействует с миром, и состояние любой ее части накладывает отпечаток на всю его жизнедеятельность. Представьте себе простой пример: вы стерли палец на ноге, но  в результате такого незначительного вроде бы события изменится не только ваша походка – скорее всего, вы станете гораздо внимательней к окружающим и постараетесь соблюдать с ними дистанцию, чтобы они на ваш палец случайно не наступили, ваша мимика будет отражать ваши болезненные ощущения, да и настроение, вероятно, тоже изменится. Так и имеющийся внутренний конфликт, и связанное с ним напряжение будут прослеживаться во всех проявлениях человека. Поэтому  любая картина, является метафорой личности автора, отражая ее состояние. И, исследуя такую картину или скульптуру, психолог вместе с клиентом смогут исследовать, как устроена личность человека, ее создавшего.

   В то же время у такого исследования есть целый ряд достоинств: оно позволяет рассмотреть  проблему как бы отдельно от самого человека, на модели, что дает возможность взглянуть на проблему со стороны, и в безопасных условиях  испробовать разные способы действия и изучить их последствия. Другими словами, происходит работа со способностью клиента к осознанию собственных действий и отношений и сознательной их коррекции на материале созданной им продукции. 

    Арт-терапия используется психологом в работе с клиентами начиная с раннего возраста. Ограничений для такой работы нет. Арт-терапевтические техники используются в индивидуальной и групповой работе с детьми, подростками, взрослыми, семейными и детско-родительскими парами, включаются в тренинги различной направленности.

Материал статьи подготовлен с использованием статей психолога-метафориста, преподавателя Московского Института Психотерапии и Клинической Психологии, Давыдовой Ирины Геннадьевны.